Официальный сайт
проекта «Через Летейски воды…» |
||
v Главная v Информационные материалы
v О проекте v Заказать
v Контакты
v |
||
Текст буклета выставки Министерство культуры Ставропольского края Ставропольское отделение Литфонда Российской Федерации Пятигорский государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова Ставропольский государственный университет «Ч Е Р Е З Л Е Т Е Й С К
И В О Д Ы…» Марина Цветаева (1892-1941) Анастасия Цветаева (1894-1993) Ариадна Эфрон (1912-1975) Автографы Письма Документы Материалы Воспоминания Из частного собрания доктора филологических
наук, профессора, члена Союза российских писателей
Вячеслава Головко Ставрополь-Пятигорск сентябрь-ноябрь 2004 «ЧЕРЕЗ ЛЕТЕЙСКИ ВОДЫ…» В отечественную и мировую литературу
Марина Цветаева стремительно ворвалась спустя двадцать лет после трагической
гибели в маленьком прикамском городке Елабуге. Именно там 31 августа 1941
года великого поэта России настиг «одиночества верховный час», и никого не
оказалось рядом, кто бы протянул руку помощи и защитил от беды… Долгое
забвение цветаевской поэзии сменилось восторгом ее подлинного открытия после
выхода двух последних сборников «Избранное» (1961) и «Избранные произведения»
(1965). Казалось, что сбывается поэтическое пророчество юной Цветаевой: Моим стихам, как драгоценным
винам, Настанет свой черед. Атмосфера недолгой «политической
оттепели» шестидесятых годов благотворно сказалась на рецепции творческого
феномена Цветаевой: в те годы и началась жизнь Поэта в большом историческом
времени… Соприкосновение с искусством
Марины Цветаевой вызывает у любого, кто берет в руки ее книги, душевное и
интеллектуальное потрясение. Художественное слово столь высокого философского
и эмоционального напряжения взрывает привычное течение дней, изменяет само
мировосприятие, возводя его к константам антропокосмизма и нравственным
абсолютам. На них зиждятся поэтический мир Цветаевой и ее прозрения в
онтологическую суть вещей и явлений: Два солнца стынут – о Господи,
пощади! – Одно – на небе, другое – в моей
груди… И оба стынут – не больно от их
лучей! И то остынет первым, что
горячей! * * * А может, лучшая победа Над временем и тяготеньем – Пройти, чтоб не оставить следа, Пройти, чтоб не оставить тени. На стенах… Может быть – отказом Взять? Вычеркнуться из зеркал? Так: Лермонтовым по Кавказу Прокрасться, не встревожив скал… Читателей первых сборников
шестидесятых годов Цветаева выводила из состояния внутренней эмиграции,
духовного оцепенения – неизбежного следствия жизни при авторитарном и репрессивном
режиме, в условиях всеобщей регламентированности и обезличенности. Она звала
каждого на «поэтов путь»: Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая – взрыв и
взлом – Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарем! И все же тогда время осознания
истинных масштабов таланта Марины Цветаевой еще не наступило. Более того,
закат «оттепели» сопровождался отчуждением от ее поэтической
индивидуальности, не вписывавшейся в официальную идеологическую и
мировоззренческую парадигму. «Толстые» журналы, а еще очевиднее – средства
массовой информации СССР поэта игнорировали, редкие литературно-критические и
биографические материалы о всей семье Цветаевых появлялись, главным образом,
в региональных и отраслевых изданиях. Сведения о последних днях жизни и
обстоятельствах трагической гибели поэта на страницы центральной прессы не
попадали. Елабужский дом – свидетель эпохально драмы «поэта и черни», «поэта
и власти» упорно хранил тайны тридцатилетней давности…И было, что хранить: мы
до сих пор не знаем всей правды о трагической гибели Цветаевой. Экспозиция выставки «Через
Летейски воды…» дает представление о характере восприятия творческого
феномена поэта в социокультурном контексте конца 1960-х – начала 1970-х годов. В. М. Головко –
один из литературоведов первого поколения исследователей жизни и творчества
М. И. Цветаевой. В 1968 – 1974 годах он развернул масштабную эвристическую
деятельность в Елабуге по разысканию сведений и материалов о последних днях
жизни великого поэта, пытался определить место захоронения М. И. Цветаевой;
благодаря ему сохранились многие мемориальные реликвии и документы,
позволяющие сегодня воссоздать картину тех условий и обстоятельств, которые
«не дали», как пророчески сказала Цветаева еще в 1916 году, «загоститься» ей «на
российской земле». В. М. Головко был лично знаком с сестрой и дочерью Марины
Ивановны; он записал свои беседы с ними, сохранив, тем самым, их размышления
об уникальности творческого дара М. И. Цветаевой для читателей и
исследователей ее творчества. Создание фактологической основы для научной
биографии Марины Цветаевой и ее мемориального музея – это важная
филологическая и культурологическая задача, в реализацию которой вносят
существенный вклад материалы архива В. М. Головко, основная часть которых до
сих пор не опубликована. Среди них – автографы, письма А. И. Цветаевой и А.
С. Эфрон, записи воспоминаний Бродельщиковых – владельцев елабужского дома, в
котором оборвалась жизнь М. И. Цветаевой, мемориальные артефакты, архивные
источники, свидетельства людей, помогающие локализовать место захоронения
поэта, фотографии, раритетные издания, документальные данные для будущего
мемориального музея Цветаевой, первые публикации в СССР о елабужском периоде
жизни поэта, автографы поэтических произведений о М. И. Цветаевой разных
авторов конца 1960-х – начала 1970-х годов, эпистолярные, краеведческие и
культурно-исторические источники, характеризующие процесс актуализации
феномена Цветаевой во временной перспективе. Художественные открытия
Цветаевой поставили ее в один ряд с величайшими поэтами мира. Все, что
помогает нам воссоздать жизненный и творческий путь гения, поистине
бесценно!.. |
||
© Вячеслав Головко, материалы © Николай Головко, дизайн сайта tsvetaeva.newmail.ru 2006 Коммерческое использование материалов
сайта в любой форме запрещено. |