Официальный сайт проекта «Через Летейски воды…»

 

v Главная v Информационные материалы v О проекте v Заказать v Контакты v

 

 

Текст буклета выставки

 

Министерство культуры Ставропольского края

Ставропольское отделение Литфонда Российской Федерации

Пятигорский государственный музей-заповедник

 М. Ю. Лермонтова

Ставропольский государственный университет

 

 

«Ч Е Р Е З    Л Е Т Е Й С К И    В О Д Ы…»

 

Марина  Цветаева

(1892-1941)

Анастасия Цветаева

(1894-1993)

Ариадна Эфрон

(1912-1975)

 

Автографы

Письма

Документы

Материалы

Воспоминания

 

Из частного собрания доктора филологических наук, профессора,

члена Союза российских писателей Вячеслава Головко

 

Ставрополь-Пятигорск

сентябрь-ноябрь

2004

 

«ЧЕРЕЗ    ЛЕТЕЙСКИ    ВОДЫ…»

 

В отечественную и мировую литературу Марина Цветаева стремительно ворвалась спустя двадцать лет после трагической гибели в маленьком прикамском городке Елабуге. Именно там 31 августа 1941 года великого поэта России настиг «одиночества верховный час», и никого не оказалось рядом, кто бы протянул руку помощи и защитил от беды… Долгое забвение цветаевской поэзии сменилось восторгом ее подлинного открытия после выхода двух последних сборников «Избранное» (1961) и «Избранные произведения» (1965). Казалось, что сбывается поэтическое пророчество юной Цветаевой:

 

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

 

Атмосфера недолгой «политической оттепели» шестидесятых годов благотворно сказалась на рецепции творческого феномена Цветаевой: в те годы и началась жизнь Поэта в большом историческом времени…

Соприкосновение с искусством Марины Цветаевой вызывает у любого, кто берет в руки ее книги, душевное и интеллектуальное потрясение. Художественное слово столь высокого философского и эмоционального напряжения взрывает привычное течение дней, изменяет само мировосприятие, возводя его к константам антропокосмизма и нравственным абсолютам. На них зиждятся поэтический мир Цветаевой и ее прозрения в онтологическую суть вещей и явлений:

 

Два солнца стынут – о Господи, пощади! –

Одно – на небе, другое – в моей груди…

И оба стынут – не больно от их лучей!

И то остынет первым, что горячей!

*  *  *

А может, лучшая победа

Над временем и тяготеньем –

Пройти, чтоб не оставить следа,

Пройти, чтоб не оставить тени.

 

На стенах…

Может быть – отказом

Взять? Вычеркнуться из зеркал?

Так: Лермонтовым по Кавказу

Прокрасться, не встревожив скал…

 

Читателей первых сборников шестидесятых годов Цветаева выводила из состояния внутренней эмиграции, духовного оцепенения – неизбежного следствия жизни при авторитарном и репрессивном режиме, в условиях всеобщей регламентированности и обезличенности. Она звала каждого на «поэтов путь»:

 

Поэтов путь: жжя, а не согревая,

Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом –

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарем!

 

И все же тогда время осознания истинных масштабов таланта Марины Цветаевой еще не наступило. Более того, закат «оттепели» сопровождался отчуждением от ее поэтической индивидуальности, не вписывавшейся в официальную идеологическую и мировоззренческую парадигму. «Толстые» журналы, а еще очевиднее – средства массовой информации СССР поэта игнорировали, редкие литературно-критические и биографические материалы о всей семье Цветаевых появлялись, главным образом, в региональных и отраслевых изданиях. Сведения о последних днях жизни и обстоятельствах трагической гибели поэта на страницы центральной прессы не попадали. Елабужский дом – свидетель эпохально драмы «поэта и черни», «поэта и власти» упорно хранил тайны тридцатилетней давности…И было, что хранить: мы до сих пор не знаем всей правды о трагической гибели Цветаевой.

Экспозиция выставки «Через Летейски воды…» дает представление о характере восприятия творческого феномена поэта в социокультурном контексте конца 1960-х – начала 1970-х годов. В. М. Головко – один из литературоведов первого поколения исследователей жизни и творчества М. И. Цветаевой. В 1968 – 1974 годах он развернул масштабную эвристическую деятельность в Елабуге по разысканию сведений и материалов о последних днях жизни великого поэта, пытался определить место захоронения М. И. Цветаевой; благодаря ему сохранились многие мемориальные реликвии и документы, позволяющие сегодня воссоздать картину тех условий и обстоятельств, которые «не дали», как пророчески сказала Цветаева еще в 1916 году, «загоститься» ей «на российской земле». В. М. Головко был лично знаком с сестрой и дочерью Марины Ивановны; он записал свои беседы с ними, сохранив, тем самым, их размышления об уникальности творческого дара М. И. Цветаевой для читателей и исследователей ее творчества. Создание фактологической основы для научной биографии Марины Цветаевой и ее мемориального музея – это важная филологическая и культурологическая задача, в реализацию которой вносят существенный вклад материалы архива В. М. Головко, основная часть которых до сих пор не опубликована. Среди них – автографы, письма А. И. Цветаевой и А. С. Эфрон, записи воспоминаний Бродельщиковых – владельцев елабужского дома, в котором оборвалась жизнь М. И. Цветаевой, мемориальные артефакты, архивные источники, свидетельства людей, помогающие локализовать место захоронения поэта, фотографии, раритетные издания, документальные данные для будущего мемориального музея Цветаевой, первые публикации в СССР о елабужском периоде жизни поэта, автографы поэтических произведений о М. И. Цветаевой разных авторов конца 1960-х – начала 1970-х годов, эпистолярные, краеведческие и культурно-исторические источники, характеризующие процесс актуализации феномена Цветаевой во временной перспективе.

Художественные открытия Цветаевой поставили ее в один ряд с величайшими поэтами мира. Все, что помогает нам воссоздать жизненный и творческий путь гения, поистине бесценно!..

 

Вернуться

 

 

© Вячеслав Головко, материалы

© Николай Головко, дизайн сайта

tsvetaeva.newmail.ru 2006

Коммерческое использование материалов сайта в любой форме запрещено.